• Главная
  • Пациентам
  • Статьи
  • Методика десенсибилизации уменьшает боязнь посещения стоматолога у детей, страдающих аутизмом

Методика десенсибилизации уменьшает боязнь посещения стоматолога у детей, страдающих аутизмом

Детям, страдающим аутизмом, гораздо сложнее оказать стоматологическую помощь. Однако применение методик десенсибилизации, таких как повторные посещения и обслуживание их на дому, могут помочь таким молодым пациентам уменьшить их переживания, а также улучшить качество оказания им стоматологической помощи, говорят исследователи из Вашингтонского центра детской стоматологии.

«Для ребенка, страдающего аутизмом, даже простой профилактический визит к стоматологу может представлять собой стресс. Яркий свет, необычные запахи и движущиеся кресла могут показаться страшными и необычными для людей с сенсорной чувствительностью», – говорит Тревис Нельсон, доктор стоматологических наук, магистр в сфере здравоохранения, ведущий автор исследования.

Дети с аутизмом также сталкиваются с проблемами общения, которые затрудняют их самовыражение и взаимодействие со стоматологами. В конечном счете, это может способствовать усугублению поведенческой реакции организма в ответ на стресс, возникающий в стоматологическом кабинете. Это, в конечном итоге, может привести к тому, что некоторые родители, во избежание стресса для ребёнка, будут полностью избегать обычного профилактического осмотра стоматологом.

Исследователи провели ретроспективное исследование клинических поведенческих данных и опросных листов, заполняемых перед посещением стоматолога, 168 детей в возрасте 4-6 лет, 7-12 лет и 13-18 лет, страдающих аутизмом, в рамках университетской программы стоматологической десенсибилизации. Данные включали демографические, терапевтические и поведенческие характеристики.

В рамках данного исследования дети с аутизмом получали поведенческую терапию в школьных и других образовательных учреждениях для развития новых жизненных навыков. «Мы начали с того, что родители заполняли подробный опросник о своем ребенке. – говорит Нельсон. – Это дало нам представление о сильных сторонах пациента, его стиле общения и стимулах, которые «провоцируют» негативное поведение. Данный подход был разработан с учетом этой информации».

Затем перед первым посещением исследователи предложили использовать «стоматологическую историю», чтобы помочь ознакомить пациентов с процедурами и тем самым, уменьшить их страх перед неизвестным. Стоматологическая история представляла собой серию фотографий с краткими описаниями происходящего на них, что давало подробное пошаговое представление о том, что происходит во время посещения стоматолога. Исследователи также предоставляли семьям одноразовые стоматологические зеркала, чтобы они могли практиковать процедуру обследования на дому.

Перед каждым визитом исследователи договаривались о его цели, например, о чистке зубов или обследовании с помощью стоматологического зеркала. В ходе визита они сосредотачивались на достижении данной цели, позволяющей ребенку обучиться новому навыку в наиболее подходящем ему темпе. Когда обследование успешно завершалось ребёнок получал небольшой подарок.

Согласно исследованию, 77,4% детей достигли минимальных параметров обследования в течение одного-двух посещений, и 87,5% достигли их в течение максимум 5 посещений. Факторы, прогнозировавшие успешное стоматологическое обследование, включали навыки участия в групповых занятиях, навыки вербального общения, понимание большинства слов и средняя степень тяжести заболевания аутизмом по сравнению с тяжелой степенью (оценка степени тяжести расстройств аутистического спектра выполнялась лицом, осуществляющим уход за ребенком).

Если у вас возникла проблема, похожая на описанную в данной статье, обязательно обратитесь к специалисту. Не ставьте диагноз самостоятельно!

Почему стоит записаться сейчас:

  • Бесплатная консультация
  • Новейшее специализированное оборудование

Записаться на прием

Исследователи пришли к выводу, что десенсибилизация является эффективным методом достижения минимальных параметров обследования для большинства детей. Наибольший эффект достигался у детей с легкой степенью аутизма. В дополнении к этому, Центр педиатрической стоматологии предлагает родителям опросник, информационные бюллетени, социальные истории и другие онлайн-ресурсы, с помощью которых родители и врачи также могут предотвратить боязнь посещение стоматологов у детей с задержкой психического развития.

Данное исследование «Прогнозирование успешных стоматологических осмотров у детей с расстройствами аутистического спектра в контексте программы стоматологической десенсибилизации» было опубликовано в журнале «Американская ассоциация стоматологов». Нельсон дополнительно рекомендует статью «Образовательные и терапевтические поведенческие подходы к оказанию стоматологической помощи пациентам с расстройствами аутистического спектра», опубликованную в журнале «Специализированная медицинская помощь в стоматологии».